Некоторые автомобилисты считают обязательное оборудование машин тахографом, обычным вымогательством денег. Так или это на самом деле, и если нет, то зачем нужен тахограф, в чём его преимущества и задача.
Установка тахографа: плюсы и минусы
Несмотря на то, что тахограф бесплатно не выдаётся, его полезность ни с чем несравнима. Потраченных денег не жалко, ведь появляется возможность следующего:
- ревизировать скорость автомобиля, снижая риски получения убытков во время ДТП;
- предотвращать незаконные действия водителей, повышая доходы компаний, содержащих автопарки.
И ещё: с оборудованным тахографом в машине уже не получится скрутить пробег обычными способами.
Однако не эти функции прибора являются основными. Изначально он предназначен для повышения безопасности человеческой жизни и общего сокращения аварий на дорогах. Контроль над скоростным режимом и периодом работы водителя позволяет пресечь распространённые нарушения, чрезмерную утомляемость за рулём и т. д. Это уникальная возможность нормировать рабочий день.
Тахограф правильнее называть элементом системы позиционирования, отслеживающим движущийся автомобиль, что не позволяет расслабиться за рулём и быть всегда начеку.
Отслеживать каждого водителя с высокой точностью и эффективностью позволяет спутниковая система ГЛОНАСС. А надёжно защищать накопленную информацию от злоумышленников — помогает криптошифрование.
Впрочем, находятся автомобилисты, не согласные с инсталляцией. Они по-своему правы, ведь стоимость установки тахографа может быть чересчур высока. Но приходится идти на эти траты, ведь жизнь и здоровье людей важнее денег. Современные тахографы сертифицируются правоохранительными органами, и переданная прибором информация может стать неоспоримой уликой в суде.
Устройство тахографа
Классический 1-диновый тахограф аналогичен магнитоле, не занимает много места, легко устанавливается в автомобиль. Существует и другой вариант — круглой формы, выглядит как спидометр машины, но гораздо функциональнее.
Включает прибор такие составляющие:
- регулятор движения особого типа, с возможностью шифровать данные;
- дисплей с управляющими кнопками;
- шифровое устройство с ГЛОНАСС;
- считыватель карт, помогающий идентифицировать конкретного водителя;
- печатающее устройство, выводящее информацию на бумагу;
- GPRS прибор, передающий данные на сервер.
Подключение тахографа к электросистеме автомобиля осуществляется посредством CAN-шин или других, менее сложных устройств.
В задачи тахографа входят: контроль запуска автодвигателя, измерения скоростных и временных параметров. Замеры осуществляются собственными датчиками.
Разновидности тахографов
Различают 2 типа тахографа: цифровой и аналоговый.
- Цифровые приборы современнее, они содержат криптомодуль, лучше сохраняют информацию и поддерживают СГП (систему глобального позиционирования).
- Аналоговые устройства недавно полностью вышли из употребления. Запись на таких тахографах была возможна с изначально заполненной информацией о водителе. Такие приборы круглой формы, без жидкокристаллического экрана, как цифровые.
Тахографы принято различать и по техническим характеристикам.
- ЕСТР — европейский стандарт тахографии, опирающийся с правовой точки зрения на каноны образца ISO. Договор на применение евротахографов подписан многими странами Евросоюза и Россией.
- СКЗИ — разработка инженеров РФ для внутреннего рынка. Вывоз этих приборов за пределы страны запрещён.
У обоих стандартов имеются преимущества и недостатки: в СКЗИ невозможно вставлять карты евро-образца, и наоборот, карты СКЗИ не подходят для установки в ЕСТР. По этой причине транспортные предприятия задействуют один из стандартов для всех автомобилей, чтобы избежать двойных затрат.
ЕСТР лет 5-6 назад было выгоднее покупать. Сегодня цены почти одинаковые. 25 тыс. рублей придётся отдать за ЕСТР тахометр и 30 тыс. рублей — за СКЗИ.
Несколько полезных рекомендаций по тахографам ЕСТР и СКЗИ.
- Евростандарт требует непременный монтаж регулятора скорости, российский — не требует, что позволяет сэкономить порядка 5-7 тыс. рублей. В итоге, это уравнивает стоимость обоих приборов. Датчик скорости необязателен для СКЗИ, так как расчёт скорости выполняется через ГЛОНАСС.
- ЕСТР считается более выгодным в обслуживании, а вот тахографы СКЗИ выходят из строя (требуют замены) уже через 3 года применения. Стоимость замены — не меньше 15 тыс. рублей, включая работы по калибровке. Обслуживание тахографа ЕСТР обойдётся только калибровкой — 2-3 тыс. рублей, раз в 2 года.
Есть отличия и между водительскими картами:
- российский стандарт использует PIN-код, как добавочный вариант защиты, а у ЕСТР его нет;
- оба тахографа используют логотипы, водяные знаки и уникальную информацию на своих картах, что исключает возможность взаимозаменяемости.
Правила установки
Тахографы больше ориентированы на коммерческие перевозки. Без них просто невозможно учитывать время и пробег конкретного транспортного средства. В основном, приборы ставят на такие машины:
- пассажирские автобусы, вмещающие более 8 человек;
- грузовики, массой более 3,5 т, осуществляющие фрахтовку.
Установка тахографа необязательна на пригородных автобусах и маршрутках, автомобилях экстренного назначения, машинах скорой помощи и авто для оперативно—розыскной деятельности.
Штраф за отсутствие тахографа
По закону — тахограф является особым средством контроля, рассчитанным учитывать данные о различных состояниях автомобиля в определённый момент времени.
Регламент от Минтранс включает пункт, подразумевающий наказание за отсутствие тахографа в тех транспортных средствах, в которых прибор является обязательным.
Административная ответственность за нарушение вступило в силу ещё с 1 апреля 2014 года и действует поныне.
С 1.07.2016 года законом карается использование аналогового тахометра — он должен быть в обязательном порядке заменён на цифровой.